Образование античной патины и её подделки
Образование античной патины и её подделки
Античная патина так выгодно оттеняет предмет, что вопрос о том, образовалась ли она естественным путем, или получена искусственно, невольно был поднят уже в самые отдаленные времена.
Еще во времена Плутарха существовало два мнения о происхождении патины на бронзе, причем одни объясняли её образование действием времени, в то время как другие полагали, что патина нанесена на бронзу искусственно скульпторами. С тех пор вопрос о патине служил предметом многочисленных исследований, причём было высказано большое количество противоречащих друг другу мнений и выводов, часто не имевших за собою достаточных оснований.
В настоящее время загадку образования патины следует считать решенной в сторону её естественного происхождения; вся таинственность, облекавшая происхождение патины, этого "налета времени"
на бронзовых предметах, рассеялась.
Многие бронзовые изделия должны были быть блестящими при пользовании ими (зеркала, врачебные инструменты, кольца, ожерелья и прочие), между тем все эти предметы находят покрытыми патиной, идентичной тому её виду, который покрывает статуи и другие предметы.
Witt полагает, что причиной, способствовавшей образованию зеленой патины на бронзовых статуях, является содержание хлористых солей, приносимых морскими ветрами. По этой причине настоящая зеленая патина на бронзе не образуется в настоящее время в континентальных странах, где в атмосфере имеются пары серной кислоты от продуктов горения угля. В противоположность этому вблизи морских берегов, где воздух содержит распыленные хлориды, процесс патинирования идёт весьма успешно. В пользу этого объяснения говорят особенно красивые образования патины в местностях, близких к морю, например, на бронзовых статуях и медных крышах Гамбурга, Бремена, Стокгольма, Христиании и Санкт-Петербурга. Например, известный памятник Петра Великого в Санкт-Петербурге весьма быстро покрылся зеленым покровом окислов; содействует этому также и влажный климат города.
Witt считает, что древние греческие, римские и египетские бронзы легко покрывались античной патиной, потому что страны эти лежат у морских берегов и со всех сторон обдуваются ветрами.
Kuhl также полагает, что хлор играет существенную роль в образовании патины.
Часто случается, что бронзовые и медные предметы для придания им большей ценности искусственно покрываются поддельной патиной.
Для отличия поддельной патины от подлинной античной следует помнить, что настоящая античная патина не налет, а изменение самого металла, что она имеет измеримую толщину и после её удаления не остается гладкой металлической поверхности.
Наведение искусственной патины производится различными способами: посредством травления, нанесением лака или растертой краски и т.п. Полученная травлением поддельная патина в большинстве случаев зеленого цвета, тона ярь - медянки или темно - зеленого с серым оттенком в виде налета плесени. Она имеет незначительную толщину, часто неравномерную; пристает накрепко и менее противостоит растворителям (кислотам и аммиаку), чем античная патина. Эта искусственная патина под действием спирта подобно античной патине остается неизменяемой.
При некоторых способах искусственного получения патины (нанесения аммиачной жидкости или помещения вблизи навозной кучи и прочее) с образованием углекислых и уксуснокислых солей предметы обычно в дальнейшем покрываются лаком, так как полученные таким образом слои боятся воды и подвергаются изменениям на открытом воздухе. Для распознавания таких патин слой лака можно удалить с помощью
ацетона.
Патины, наведённые на предмет лакированием, смываются винным спиртом и скипидаром. Следует указать, что лак может легко облупляться и давать жирный излом, тогда как излом настоящей патины матовый.
М. Tyskiewiez указывает, что некоторые фальсификаторы античных объектов дошли до такого совершенства, что получают патину, абсолютно идентичную с подлинной античной патиной. Известны подделки патины, начиная с прекрасной блестящей гладкой до шероховатой, которую давали почвы Рима и речные отложения.
По мнению Kirmiss'a, совершенно невозможно искусственно воспроизвести эмалевидную, бирюзовую или патину цвета индиго, а также твердую красную патину.
Похожие материалы
- Ордена Российской Империи №18. Орден Святого Станислава. Российский Императорский и Царский орден
- Монетный брак, монетное производство, фальсифицированные монеты СССР и современной России, 3-е издание
- Каталог русских средневековых монет с правления царя Ивана IV Васильевича до шведской оккупации Новгорода (1533–1617 гг.)
- Каталог предметов искусства, антиквариата и редких книг, находящихся в розыске
- Огромный клад античных монет нашли в Краснодарском крае
Следующая > |
---|
Новое на сайте
- Монеты РСФСР, СССР и России 1921–2013 годов. Редакция 34
- Монеты и банкноты №44
- Монеты Украины 1992–2012 гг. Редакция 4
- Монеты Беларуси 1996–2012 гг. Редакция 3
- Ордена Российской Империи №19. Орден Военного достоинства. VIRTUTI MILITARI
- Монеты и банкноты №43
- Бумажные денежные знаки России. Государственные выпуски с 1769 года. Каталог, 4-е издание
- Ордена Шамиля
- Каталог монет України періоду козаччини XV–XVIII ст.
- Приамурский край на Амурско-Приморской выставке в 1899 г. в гор. Хабаровске